Исаева Е.Н.
ДИАГНОСТИКА СОЦИОНИЧЕСКИХ ТИПОВ ЧИТАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕЧНОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

        Соционика является на сегодняшнем этапе новым направлением исследований, теоретической базой которого стала психологическая типология К.-Г. Юнга. В трудах основателя соционики А. Аугустинавичюте данное направление кратко характеризуется как информационная психология общения. Соционика рассматривает информационные структуры и характерные особенности 16 соционических типов личности (социотипов) и 16 интертипных отношений. Соционик В.В. Гуленко определяет социотип как устойчивую структуру личности человека, задающую пропорции между основными частями его психики — сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием. Как отмечает ряд исследователей, соционическое рассмотрение личности и общения раздвигает рамки традиционной психологии. А.В. Букалов подчеркивает, что значение соционики состоит «… в переходе от представлений о структуре психики и моделей межчеловеческих отношений как суммы разрозненных фактов и гипотез к упорядоченной и строгой системе, т.е. собственно науке с практическими применениями». По его мнению, применение аналитического аппарата соционики способствует оптимизации решения традиционно психологических проблем, в частности, проблемы типологии личности.
        В библиотечном обслуживании вопрос о типах личности ставится, в основном, по отношению к читателям. Знание читательских типов необходимо для наилучшего практического воплощения афоризма Н.А. Рубакина-Ш.Р. Ранганатана «Каждому читателю – его книгу». Данный афоризм можно справедливо считать квинтэссенцией библиопсихологии (и современной психологии чтения), а также девизом библиотечного обслуживания. Соционика способна помочь библиотечному обслуживанию тем, что информационные структуры 16 социотипов могут быть свободно спроецированы на читателей библиотек и, следовательно, типизация читателей приобретет строгий системный характер. Это ускорит и оптимизирует «выход» читателя на книги, максимально соответствующие его социотипу.
Как диагностировать социотипы читателей наиболее эффективно? Следует подчеркнуть, что результаты диагностики должны быть точными, поскольку в соционике типы четко дифференцируются. В условиях современной библиотеки процесс диагностики типов осложняется дефицитом времени у библиотекарей и читателей. Иными словами, диагностика социотипов в библиотеке должна быть: с одной стороны, точной, с другой, – экономящей время. Как совместить две стороны одной медали? Полагаем, что диагностику социотипов в библиотеке целесообразно проводить, в основном, при наличии следующих взаимосвязанных трех факторов: 1) обслуживание малоподготовленного либо неуверенного в себе читателя (обращающегося с типичной просьбой: «Дайте что-нибудь почитать»); 2) обслуживание юного читателя, чьи интересы только формируются; 3) обслуживание читателя, желающего отдохнуть, активизироваться, перенять социальный опыт с помощью книги либо получить библиотерапевтическую услугу. Во всех трех случаях, необходимы: 1) компетентность библиотекаря в соционике и диагностике социотипов; 2) добровольное согласие читателя на диагностику его социотипа; 3) наличие свободного времени у библиотекаря и читателя.
        Диагностика социотипов читателей имеет разнообразные варианты, отличающиеся по объему временных затрат и шкале эффективности.     Приведем три варианта, представляющиеся наиболее приемлемыми в условиях библиотеки.
        Экспресс-вариант – визуальная диагностика социотипов. На наш взгляд, ее освоению способствует изучение библиотекарями работы Е.С. Филатовой «Соционика в портретах» (Новосибирск, 1996). В ней предложен обширный фотографический материал, демонстрирующий характерные особенности представителей 16 социотипов. «Плюс» экспресс-варианта – максимальная простота диагностики типов при остром дефиците времени. «Минус» – значительная вероятность ошибок библиотекарей.
Краткий вариант – диагностика социотипов при помощи цифрового теста В. Мегедь-А. Овчарова. Тест отличается емкостью; простотой и удобством в применении. «Плюс» краткого варианта – малые временные затраты. «Минус» – вероятность приписывания себе читателями (осознанного или невольного) несвойственных им качеств из-за желания показаться «лучше», чем в действительности (несмотря на то, что в соционике все типы равноценны).
        Комплексный вариант – диагностика социотипов с поэтапным либо целостным применением нескольких взаимодополняющих способов (например, двух вышеуказанных вариантов в сочетании с более подробными тестовыми методиками, содержащимися в работах ряда ученых-социоников). «Плюс» комплексного варианта – минимизация ошибок библиотекарей при многостороннем изучении типов читателей. «Минус» – значительные временные затраты. Полагаем, что проблема диагностики социотипов читателей в библиотечном обслуживании требует решения на научном уровне.
Hosted by uCoz